Возникновение готической музыки
Современная готика, по крайне мере на ранних этапах развития, — это прежде всего музыкальная субкультура. Рубеж 70-х и 80-х годов XX века. Агония панка. Музыка, от которой ждали альтернативы, вдруг превратилась почти в попсу. Как оказалось, на панке тоже получается делать деньги, очень хорошие деньги. И панк стал видоизменяться. Появился так называемый постпанк, который в дальнейшем и вылился в готику. Нигилизм перешел в глухую депрессию, панковский имидж стал более опрятным и мрачным, но не менее эксцентричным. Первым название «готика» к музыкальному стилю применил Энтони Уилсон, директор известного манчестерского лэйбла Factory. В1978 году во время одного из телеэфиров на ВВС Уилсон противопоставил своих подопечных Joy Division существующему поп-мэйнстриму. Joy Division были названы gothic группой. И хотя они не являлись вполне тем, что сейчас называют goth, именно эта группа ближе всего находилась к истокам готического направления. В дальнейшем название подхватили журналисты, точнее, сначала подзабыли, а потом кто-то резко вспомнил: эффектная подача материала, как-никак. Сейчас тех ранних представителей готик-сцены называют и dark punks, и post-punks, и proto-goth.
Началом же готической субкультуры принято считать 1979 год время выхода сингла Bauhaus «Bela Lugosi's Dead». В композиции поется про Bela Lugosi, культового венгерского актера, сыгравшего Дракулу. Именно этот момент прочно связал готов с вампирами. В припеве песни звучат слова «Undead, undead, undead». Благодаря им появился «девиз» готов «Goth's Undead» — готика бессмертна.
Идея, впрочем, напрямую перекликающийся с панковским «Punk's not dead», однако уже с уклоном не в сторону жизни, а в сторону нежити. Множество ранних готов впервые услышали Bauhaus в фильме «The Hunger» («Голод»), где два современных вампира в исполнении Дэвида Боуи и Катрин Денев пьют кровь не прокусывая горло жертвы, а делая надрез маленьким ножиком в форме анха, египетского символа вечной жизни и ключа к загробному миру. Большое участие в становлении готики принял «черный» роман эпохи романтизма со всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара. Характерным следствием этого стало тяготение к символам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в текстах песен и сценическом действе.
Кроме того, огромное количество людей несколько сбил с толку сам термин «готика», однозначно вызывая ассоциации со всякими ужасами, виями и Святой инквизицией. Это тоже не могло не повлиять на формирование современной готической эстетики. Готика продолжает развиваться. The Southern Death Cult были первыми в числе тех групп, кто носил много чёрного, много серебра и жгучие чёрные волосы, как у Banshees. На сцене постепенно формируется имидж современного гота. Постепенно меняется идеологическая составляющая готической музыки. Ярость и ненависть, наполнявшие музыку Joy Division, Sister of Mercy, потихоньку притупляются. Готика становится символом некой утраты, потери мечты, идеала, ocoзнaния неидеальности этого мира и горького разочарования, доводящего до отчаяния. На современной сцене злобствующих готов почти не осталось.
|